Двухгодичный проект

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА № 23






Исследовательский проект
Роль ремарок в драматургическом произведении
(на примере пьес А. Н. Островского и М. Горького)



Выполнила: Маргарита Попова, ученица 11Б класса
Руководитель: Смирнова Е.Ю.
   



Комсомольск-на-Амуре
2016-2018 год


Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Из истории развития драматургии……………………………………..4
1.     2. Особенности драматургического произведения……………………..  6
Глава 2. Функции ремарок в драме А.Н. Островского «Гроза» ……………..   8
2.1. История создания драмы «Гроза» …………………………………….   8
2.2. Художественное своеобразие пьесы «Гроза» ……………………….  11
2.3. Исследование художественной ткани произведения А.Н. Островского «Гроза». Анализ ремарок, открывающих каждое действие пьесы……… 14
2.4. Влияние частоты употребления ремарок на отношение автора к герою произведения ………………………………………………………………15
Глава 3.Функции ремарок в драме М.Горького «На дне» ………………….17
3.1. История создания пьесы М.Горького «На дне» ……………………   17
3.2. Художественные особенности пьесы «На дне» …………………….  18
3.3. Исследование художественной ткани произведения пьесы  М. Горького «На дне». Анализ ремарок, открывающих действие…………..24
3.4. Драмы А.Н.Островского «Гроза» и М.Горького «На дне» в оценке критиков ……………………………………………………………………. 28
Глава 4. Исследовательская часть. Сопоставление ремарок в драмах «Гроза» и «На дне» ……………………………………………………………………… 32
4.1. Социологический опрос учащихся ………………………………………. 35
Заключение ………………………………………………………………………37
Литература  ……………………………………………………………………...38
Приложения ……………………………………………………………………..40





ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в современном обществе остро стоит  проблема падения интереса к чтению, к книге. В двадцатом веке Россия была самой читающей страной в мире, сегодня статистические данные говорят об обратном.
Выбор проекта по литературе обусловлен актуальной проблемой нашего времени – чтение художественной классической литературы формирует духовный облик подрастающего поколения, нравственные ценности личности.
Свой выбор я остановила на творчестве драматурга девятнадцатого века А.Н.Островского и на творчестве писателя начала двадцатого века М.Горького.
Одним из элементов драматургического произведения является авторская ремарка. Ремарка – это замечания, пояснение автора по ходу пьесы. Функции ремарок в пьесах очень разнообразны. Изучение ремарок позволяет глубоко рассмотреть драму как род литературы, понять авторский замысел и авторскую оценку персонажей, особенности внутреннего мира героя и своеобразие композиции.
Объект исследований: произведения А. Н. Островского «Гроза» и М.Горького «На дне»
Предмет исследований: ремарки в драматургических произведениях и их функции.
          Гипотеза:  ремарки в драматургическом произведении помогают раскрыть внутренний мир героев, передать авторскую позицию, понять особенности композиции, донести основные мысли автора. 
Цель: выявление смысловой нагрузки ремарок в драматургическом произведении и определение функций ремарок в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и М. Горького «На дне».


               Задачи:
1.   Изучить особенности драматургических произведений как особого рода литературы.
2.  Познакомиться с историей создания пьес А.Н.Островского«Гроза» и М.Горького«На дне».
3.  Исследовать художественную ткань произведений, определить частотность употребления ремарок в пьесах А. Н. Островского и М. Горького, систематизировать их и выявить их роль в произведениях.
4.  Сопоставить исследования с целью выявления функций ремарок, особенностей стиля писателей, выражения их авторской позиции.




















Глава 1. Из истории развития драматургии
Драма (в буквальном переводе с древнегреческого языка  означает «действие») — один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой. Драма как род литературы принадлежит одновременно двум видам  искусства: литературе и театру. Предназначенная для игры на сцене, драма от эпоса и лирики формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде репликперсонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. С древних времён этот вид искусства существовал в фольклорном или литературном виде у различных народов; независимо друг от друга свои драматические традиции создали античные греки, древние индийцы, китайцы, японцы, индейцы Америки.
Основными жанрами драмы являются  следующие жанры: трагедия, драма (жанр)драма для чтения (пьеса для чтения), мелодрама, мистерия, комедия, водевиль, фарс.
Зачатки драмы мы находим в первобытной поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирикиэпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков. Греческая драма, разрабатывающая серьёзные религиозно-мифологические сюжеты (трагедия) и забавные, почерпнутые из современной жизни (комедия), достигает высокого совершенства и в XVI веке,  является образцом для европейской драмы, до того времени безыскусно обрабатывавшей религиозные и повествовательные светские сюжеты.  Французские драматурги, подражая греческим, строго держались определённых положений, которые считались неизменными для эстетического достоинства драмы, таковыми являются: единство времени и места; продолжительность изображаемого на сцене эпизода не должна превышать суток; действие должно происходить на одном и том же месте; драма должна правильно развиваться в 3-5 актах, от завязки (выяснения начального положения и характеров героев) через средние перипетии (перемены положений и отношений) к развязке (обычно катастрофе); число действующих лиц очень ограничено (обычно от 3 до 5); это исключительно высшие представители общества (короли, королевы, принцы и принцессы) и их ближайшие слуги-наперсники, которые вводятся на сцену для удобства ведения диалога и подачи реплик. Таковы главные черты французской классической драмы. Строгость требований классического стиля уже меньше соблюдалась в комедиях (МольерБомарше), постепенно перешедшей от условности к изображению обычной жизни (жанру). Свободное от классических условностей творчество Шекспира открыло драме новые пути. Конец XVIII и первая половина XIX века  ознаменованы появлением  романтической и национальной драм: ЛессингШиллерГётеГюгоКлейстГраббе. Во второй половине  XIX века в европейской драме берёт верх реализм.
Драма в Россию пришла с Запада в конце XVII века. Самостоятельная драматургическая литература появляется лишь в конце XVIII века. До первой четверти XIX века в драме преобладает направление - классицизм как в трагедии, так и в  комедии  и комедийной опере; лучшие авторы: Ломоносов, Княжнин, Озеров; попытка  И.Лукина  обратить внимание драматургов на изображение русской жизни и нравов осталась тщетной: все их пьесы безжизненны и чужды русской действительности, кроме знаменитых «Недоросля» и «Бригадира» Фонвизина, «Ябеды» Капниста и некоторых комедий И. А. Крылова.
В начале XIX века подражателями лёгкой французской драмы и комедии стали  Шаховской, Хмельницкий, Загоскин, представителем ходульной патриотической драмы — Кукольник. Комедия Грибоедова «Горе от ума», позже «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, становятся основанием русской бытовой драмы. После Гоголя даже в водевиле (Д. Ленский, Ф. Кони, Соллогуб, Каратыгин) заметно стремление приблизиться к жизни.
1. 1. Особенности драматургического произведения
В отличие от прозаических и лирических произведений, драматургические произведения имеют жёстко заданную структуру.Драматургическое произведение состоит из чередующихся блоков текста, имеющих каждый своё назначение, и выделенных средствами типографики для того, чтобы их можно было проще отличить друг от друга.
Драматургический текст включает в себя следующие блоки:
1.     Список действующих лиц,  который располагается обычно перед основным текстом произведения. В нём при необходимости даётся краткая характеристика героя (возраст, особенности внешности, занимаемая должность и т. д.)
Например, список действующих лиц в драме «Гроза»:
Савел ПрокофьевичДикой, купец, значительное лицо в городе.
Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.
Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.
Катерина, жена его.
Варвара, сестра Тихона.
Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпертуум-мобиле.
Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого.
Шапкин, мещанин.
Феклуша, странница.
Глаша, девка в доме Кабановой.
Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.
Городские жители обоего пола.
2.     Строение текста: весь текст делится на действия, обычно в пьесе 4-5 действий, которые в свою очередь состоят из явлений, сцен или актов.
3.     Реплики — слова, которые произносят герои по ходу пьесы. Персонажи в пьесе либо вступают в диалог (разговор двух или нескольких лиц), либо произносят монологи (речь одного лица). Среди монологов выделяется внутренний монолог героя, позволяющий понять внутреннее состояние героя. Реплики обязательно предваряются именем действующего лица и могут включать внутренние ремарки.
4.       Внутренние ремарки: описание действия, обстановки, появление и уход действующих лиц. Во внешней ремарке могут приводиться имена героев, причём если герой появляется в первый раз — его имя дополнительно выделяется.
Пример: Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно; Входят Дуняша со свечой. 
Таким образом, драматургическое произведение имеет свои неповторимые художественные особенности, и немаловажную роль в нем ремарки автора.

Глава 2. Функции ремарок в драме А.Н. Островского «Гроза»
2.1. История создания драмы А.Н.Островского«Гроза»
Александр Николаевич Островский был одним из крупнейших культурных деятелей XIX столетия. Его творчество навсегда останется в истории литературы, а вклад в развитие русского театра сложно переоценить. Писатель внёс некоторые изменения в постановки пьес: внимание не должно было больше акцентироваться лишь на одном герое; вводится четвёртая сцена, отделяющая зрителей от актёров, чтобы подчеркнуть условность происходящего; изображаются обычные люди и стандартные житейские ситуации. Последнее положение наиболее точно отражало суть реалистического метода, которого придерживался Островский. Его литературное творчество началось в середине 1840-х годов. Были написаны «Свои люди – сочтёмся», «Семейные картины», «Бедность не порок» и другие пьесы. У драмы «Гроза» история создания не сводится лишь к работе над текстом и прописыванию разговоров между персонажами.
История создания пьесы «Гроза» Островского берет своё начало летом 1859 года, а заканчивается через несколько месяцев, уже в начале октября.
Известно, что этому предшествовало путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.
Прототипами города Калинова были множество приволжских городков, одновременно похожих друг на друга, но имеющих нечто уникальное: Тверь, Торжок, Осташково и многие другие. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и характерах людей заносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».
Долгое время существовала гипотеза, что сюжет «Грозы» был полностью позаимствован из реальной жизни. В 1859 году, а именно в это время была написана пьеса, жительница Костромы ранним утром ушла из дома, а позже её тело обнаружили в Волге. Пострадавшей была девушка Александра Клыкова. Во время следствия высинилось, что обстановка в семье Клыковых была достаточно напряжённой. Свекровь постоянно издевалась над девушкой, а бесхарактерный муж никак не мог повлиять на ситуацию. Катализатором такого исхода событий стали любовные отношения между Александрой и почтовому служащему.
Это предположение сильно укоренилось в сознании людей. Наверняка в современном мире в то месте уже были бы проложены туристические маршруты. В Костроме «Грозу» издавали отдельной книгой, при постановке актёры старались походить на Клыковых, а местные жители даже показывали место, откуда якобы сбросилась Александра-Катерина. Костромской краевед Виноградов, на которого ссылается известный исследователь литературы С. Ю. Лебедев, нашёл в тексте пьесы и в «костромском деле» множество буквальных совпадений. И Александру, и Катерину рано отдали замуж. Александре едва исполнилось 16 лет.
Катерине было 19. Обеим девушкам приходилось терпеть недовольство и деспотизм со стороны свекровей. Александре Клыковой приходилось делать всю чёрную работу по дому. Ни в семье Клыковых, ни в семье Кабановых не было детей. На этом ряд «совпадений не заканчивается». Следствию было известно, что у Александры были отношения с другим человеком, работником почты. В пьесе «Гроза» Катерина влюбляется в Бориса. Именно поэтому долгое время считалось, что «Гроза» – не более чем отражённый в пьесе случай из жизни.
Однако в начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф развеялся благодаря сопоставлению дат. Так, инцидент в Костроме произошёл в ноябре, а месяцем ранее, 14 октября, Островский отнёс пьесу для печати. Таким образом, писатель никак не мог отобразить на страницах то, чего ещё не совершилось в реальности. Но творческая история «Грозы» от этого не становится менее интересной. Можно предположить, что Островский, будучи умным человеком, смог предугадать как сложиться судьба девушки в типичных условиях того времени. Вполне возможно, что Александру, как и Катерину, мучила та духота, о которой говорится в пьесе. Изживающие себя старые порядки и абсолютная косность и беспросветность сложившейся ситуации. Однако не стоит полностью соотносить Александру с Катериной. Вполне возможно, что в случае с Клыковой причинами гибели девушки были лишь бытовые трудности, а не глубинный личностный конфликт, как у Катерины Кабановой.
Наиболее реальным прототипом Катерины можно назвать актрису театра Любовь Павловну Косицкую, которая впоследствии и сыграла эту роль. У Островского, как и у Косицкой, была своя семья, именно это обстоятельство помешало дальнейшему развитию отношений драматурга и актрисы. Косицкая была родом с Поволжья, но в 16 лет сбежала из дому в поисках лучшей жизни. Сон Катерины, по свидетельствам биографов Островского, был ничем иным как записанным сном Любови Косицкой. К тому же Любовь Косицкая чрезвычайно трепетно относилась к вере и церквям. В одном из эпизодов Катерина произносит следующие слова:
«… До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».
История создания пьесы «Гроза» Островского по-своему занимательна: есть и легенды, и личная драма. Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра.

2.2. Художественное своеобразие пьесы «Гроза»
Художественное произведение любого жанра и стиля только тогда является совершенным и законченным, когда оно обладает органическим единством формы и содержания. 
Островский на протяжении своей литературной деятельности испробовал множество областей: начал он с написания очерков и даже сочинял стихи, позже все чаще стал обращаться к драматургии, причем он создавал пьесы с различной тематикой – как комедии, так и исторические и психологические произведения выходили из-под его пера. Несмотря на это разнообразие, Островский все-таки отдавал предпочтение написанию пьес. Именно в них его художественный метод, художественность его произведений достигла пика своего развития. 
По подсчетам исследователей, за 40 лет творчества он сочинил около 50. Начало его литературной деятельности пришлось на 50-60-е гг., когда многие русские писатели стали возлагать большие надежды на театр как воспитательную силу. Укрепление драмы на российской сцене требовало привлечения к себе внимания зрителя. Для этого был необходим герой, который бы вызывал сочувствие своей борьбой и отличался бы от опыта предыдущих поколений писателей. 
Островский не смог найти такого героя среди мужчин, и центральным персонажем его пьес становится женщина (таковы пьесы "Гроза", "Бесприданница", "Без вины виноватые"). И действительно, оглянувшись назад, с изрядной долей уверенности можно сказать, что таких героинь, как в пьесах этого драматурга, в творчестве известных на то время писателей еще не встречалось. 
Произведения Островского не являются "пьесами для чтения", они написаны только для театра, для показа на сцене и потому, наверное, в книге не сразу видно то, что легко понимается из зала. Очевидно одно: произведения Островского реалистические и некоторые критики даже считают, что такое количество бытовых подробностей, какое встречается в его пьесах, недопустимо для сцены, что это нарушает ее законы. Но, как показывает практика, эти подробности были необходимы. Островский первым в русской литературе обратился к миру купцов, и для того, чтобы познакомить читателя с неизвестными ему ранее героями, нужно было до мельчайших подробностей описать быт и нравы этого сословия, иначе бы существовала возможность неверного истолкования зрителем того, что же хотел донести до него драматург своим произведением, в лице нового героя. Это было главным принципом творчества писателя. 
Действительность, из которой художник черпает содержательный материал, – это "жизнь без начала и конца" (по выражению А.А. Блока). А художественный метод, этот довольно сложный литературоведческий термин, можно тогда объяснить как тот способ, которым автор передает эту действительность в своем произведении; это общий принцип творческого отношения художника к познаваемой им действительности. Иными словами, это то, как он "пересоздает", переосмысливает и трансформирует в своем сознании окружающий его мир, реальность. И тем оригинальнее художественный метод Островского в драме "Гроза", что предметом авторского интереса, а, следовательно, и отображения, стал образ, ранее не присутствовавший в произведениях русских писателей. 
Так, в "Грозе", изобразив, например, сцену, когда Кабанова "пилит" своего сына, а заодно и невестку (причем, без очевидного на то повода, как обычно она это делает), Островский передал атмосферу быта купеческой семьи, где кто-то повелевает, а кто-то вынужден подчиняться в силу своего положения. По тем временам это была обычная ситуация. То есть автор не показывает ничего неожиданного, из ряда вон выходящего; жизнь в Калинове течет размеренно, по своим законам, и даже смерть Катерины в какой-то степени в порядке вещей – известно, что самоубийства в этой среде были нередки, а это заставляет задуматься: а могла ли вообще Катерина найти другой выход? 
Обозначенные особенности этой пьесы наводят на размышления о ее жанре. Многие исследователи рассматривали эту проблему, и, в целом, можно выделит две тенденции. Одни называют "Грозу" социально-бытовой драмой. Для таких произведений характерны многочисленные бытовые подробности, внимание к деталям, равное распределение внимания зрителей между героями. 
Другие исследователи считают "Грозу" трагедией. Сам Островский назвал ее драмой, но предполагают, что это была лишь дань традиции, поскольку вся предыдущая литература не имела примеров трагедии, участниками которой были бы не исторические деятели. Да и саму пьесу стоит рассматривать не на уровне противоречий между свекровью и невесткой, а как столкновение в их лице двух эпох. Тогда определение "трагедия" вполне оправдано по отношению к "Грозе". 
Хотя не исключено, что пьеса была задумана Островским именно как типичная драма в пределах купеческого сословия на примере одной семьи, но по мере написания переросла в картину противостояния поколений. То есть через любовно-бытовой конфликт был показан эпохальный перелом, происходящий в народном сознании. 
Реальная жизнь оказалась сильнее патриархального уклада Кабанихи (ее мир-то тоже рушится – вначале Катерина, а затем и Тихон выходят из-под контроля), но и сильнее иллюзорного мира идеальной нравственности Катерины. И, как уже говорилось, ее частная судьба приобрела общественно-исторический смысл, поскольку выразила состояние народного сознания на переломе эпох.
2.3. Исследование художественной ткани произведения А.Н. Островского «Гроза». Анализ ремарок, открывающих каждое действие пьесы.
Особую роль в любом драматическом произведении играют ремарки, открывающие действия. В них автор погружает читателя в атмосферу, окружающую героев: описывает место, время действия. Главная функция их – помощь художнику при создании театральных декораций, а читателю – при создании точного представления о пространстве и положении в нем героев. В пьесе «Гроза» А.Н. Островский включает в эти ремарки много образов-символов.
Рассмотрим ремарку, открывающую действие первое пьесы: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов». Волга – символ вольной красивой жизни для Катерины: «кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями…». Не случайно героиня от безысходности бросается в Волгу.
Ремарка, с которой начинается второе действие, не содержит образов-символов или других выразительных средств, но она создает общее впечатление, на которое автор настраивает читателя с начала действия. Так ремарка «комната в доме Кабановых» предполагает  ограниченное пространство, и создается ощущение безысходности положения: в этом действии Катерина просит мужа не уезжать, затем – взять ее с собой, не оставлять одну, но все попытки девушки пробудить жалость в муже оказываются тщетными, и он покидает жену.
Также в ремарках, открывающих третье(«Улица.Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка») и четвертое действия («На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кой-где трава и кусты; за арками берег и вид на Волгу») содержат образы-символы.Рассмотрим каждый из них.
Ворота – символ тупика, безысходности. Этот образсимволизируетзакрытый для посторонних мир, а также непринятие всего нового в доме Кабановых. Разрушающаяся постройка символизирует уходящий, изживший себя уклад жизни города Калинова. Волга – это воплощение сознания таких героев как Катерина, Борис, Кулигин, стремящихся к свободному светлому будущему.

2.4. Влияние частоты употребления ремарок на отношение автора к герою произведения.
Для того, чтобы убедиться в том, что ремарки помогают читателю понять отношение автора к поведению героев, сравним два отрывка с разным количеством ремарок.
Отрывок из явления первого действия первого:
«Борис. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне!
Кудряш. Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.
Борис. Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»
Кудряш. Да нешто убережешься! Попал на базар, вот и конец! Всех мужиков переругает. Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет. А потом и пошел на весь день.
Шапкин. Одно слово: воин!
Кудряш. Еще какой воин-то!
Борис. А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!
Кудряш. Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил!
Борис. А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.
Кулигин. Что это? Никак народ от вечерни тронулся?
Проходят несколько лиц в глубине сцены»
Отрывок из явления десятого действия второго:
«Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право, сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он мне руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот так то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада, так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горче покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу-маюсь, просвету себе не вижу! Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом- то опостылел; стены-то даже противны. (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала… Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет!»
В первом отрывке представлен разговор четырех сограждан: Бориса, Кулигина, Кудряша и Шапкина. Собеседники осуждают СавлаПрокофьевича в его вспыльчивости, постоянной  недоброжелательности ко всем окружающим и в чинопочитании. Читатель видит, что герои увлечены беседой, чувствует их давно накопившуюся злость к Дикому. Однако разговор быстро прекращается, когда Кулигин замечает, что приближаются горожане, идущие с вечерни. В отрывке используется всего одна ремарка: «Проходят несколько лиц в глубине сцены». В данной ситуации автор является сторонним наблюдателем. Чувствуется даже его легкое пренебрежение к сплетникам, боящимся Дикого, хотя он и согласен с тем, что поведение Дикого достойно осуждения.
Второй отрывок – монолог Катерины. Сцена происходит после того, как Варвара оставила ей ключ от калитки, и теперь у Катерины появилась возможность встретиться с Борисом. Честная и набожная девушка видит даже в мысли об этой встрече грех. Но соблазн провести время с любимым и страх о том, что это – единственная возможность уйти от невежества, лжи, неискренности, царящих в доме Кабановых все сильнее рассеивают ее сомнения. Наконец мысль о том, что сама судьба велит Катерине встретиться с Борисом, пересиливает муки совести.
Здесь драматург не просто наблюдает за поведением героини и терпеливо ждет ее решения, он старается проникнуть в ее мысли, открыть читателю ее душу, показать все сомнения и тоску ее сердца. Автор благоговеет перед Катериной, ведь она не страшится греха, так как за себя боится, она твердо верит в свои убеждения и готова за них бороться даже с Кабанихой, которую так боятся ее муж и грозный Дикой. Но девушка не может пожертвовать своей любовью и свободой, потому что они тоже являются жизненными ценностями для нее.
Из сопоставления двух одинаковых по объему отрывков с разным количеством ремарок  видно, что чем чаще автор использует их  в тексте, тем ярче выражено его присутствие. Это позволяет увидеть отношение автора к герою: его сопереживание, уважение, осуждение или пренебрежение. 







Глава 3. Функции ремарок в драме М.Горького «На дне»
3.1.История создания пьесы «На дне»
История создания столь драматического произведения начинается в 1900 году, данная пьеса была одним из первых сочинений молодого, тогда ещё совсем неопытного писателя.  Горький создает на основе многолетних наблюдений за босяками и униженными драму, полную горькой и печальной правды, правды непростой для принятия правительством и властями для массовых театральных постановок.
Каждый герой произведения с своим индивидуальных характером, манерой речи и поведением, создавался писателем скрупулезно и трепетно. Черты отдельных героев Максим Горький списывал со своих знакомых, друзей и простых прохожих. Например, Актер воплотил в себе актера большой сцены Колосовско-Соколовского, Бубнов вырисовался из-под пера творца, как знакомый нищий интеллигент, а характер и манеры героини Насти были взяты из выдержек рассказов Клавдии Глосс.
Название произведения видоизменялось по мере углубления действия и от первоначальных набросков типа «Без солнца» или «Ночлежка» эволюционировало в краткое и лаконичное «На дне», олицетворяющее последнее пристанище, ниже которого опускаться было уже некуда.
Лишь в 1902 году, после наложения повсеместных запретов и хищнической цензуры, многочисленными ходатайствами было выбито разрешение постановки для Московского общедоступного театра.  Расчет комиссии по допуску был на провал пьесы и полным отрицанием народа с отождествлением несчастного социального слоя в лице главных героев. Но народу полюбилась пьеса, она прижилась и имела большой успех у публики и критиков, после своего выхода 18 декабря, постановкой руководил уже прославившийся к тому времени и заручившийся поддержкой масс режиссёр Станиславский.Рукоплескания и овации долго не смолкали в зале, людям нужна была правда, пусть, неприкрытая и горькая, но правда, пьеса сыскала оглушительный и исключительный успех.
Тираж издания тут же увеличился, достигнув 75 тыс. копий пьесы. И после 1905 года постановка перекочевала во многие городские театры по всей России, в их числе самые известные и крупные – Петербуржский, Вятский, Нижегородский, Киевский и прочие.

3.2. Художественные особенности пьесы М.Горького «На дне»
Художественные особенности. Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчер­кивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы. В пьесе нет яркой движущейся сюжет­ной линии. Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным уг­лам сцены. Пьеса «На дне» представляет собой цикл маленьких драм, в ко­торых традиционные кульминационные моменты происходят за сценой (смерть Костылева, издевательства Василисы над Наташей, самоубийство Актера). Автор сознательно уводит эти события из поля зрения зрителя, подчеркивая тем самым, что главное в пьесе - это разговоры.
Драма Горького начинается с появления содер­жателя ночлежки Костылева. Из разговора ночлежников выясня­ется, что он ищет свою жену Василису, которая увлечена Пеплом. С появлением Луки происходит завязка действия (конец первого ак­та). В четверном действии наступает развязка. Монолог Сатина: «Что такое правда? Человек — вот правда!» является наивысшей точкой накала действия, кульминацией драмы.
Исследователями творчества Горького отмечена еще одна осо­бенность: драматург использует так называемые «рифмующиеся» эпизоды. Зеркально повторяются два диалога Насти и Барона. В начале пьесы девушка защищается от насмешек Барона. После ухода Луки герои как бы меняются ролями: все рассказы Барона о его прежней богатой жизни сопровождаются одной и той же репли­кой Насти: «Не было!». Точную смысловую рифму в пьесе составля­ют притча Луки о праведной земле и эпизод о самоубийстве Актера. Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: «А по­сле пошел домой — и удавился…» и «Эй… вы! Иди … идите сюда! …Там Актер удавился!». Подобные фрагменты, по мысли автора, призваны связать части композиции.
Герои пьесы «На дне» не делятся традиционно на главных и вто­ростепенных. Каждый персонаж имеет свою историю, свою судьбу, несет в произведении свою смысловую нагрузку. В пьесе они резко противопоставлены. Автор обращается к антитезе неоднократно. В противовес страшным условиям жизни, нищете и безысходности громко звучит гимн Человеку.
Горький всегда придавал языку огромное значение. И в пьесе именно диалоги придают действию атмосферу напряженности и конфликтности. Автор вкладывает в уста героя яркие, емкие слова для выражения главной идеи — о назначении Человека: «Сущест­вует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит гордо!» В речи каждого пер­сонажа отразилась судьба, социальное происхождение, уровень культуры. Например, необыкновенно афористична речь Луки: «Где тепло — там и родина», «Порядка в жизни нет, чистоты», «… ни од­на блоха не плоха: все черненькие, все прыгают».
Пьеса М. Горького «На дне» - сложное и неоднозначное произведение. При его анализе, как правило, обращают внимание на идейную сторону, упуская из виду художественные достоинства пьесы. Однако художественное своеобразие «На дне», на мой взгляд, также заслуживает большого внимания. 
         Одним из ведущих приемов в построении этого произведения является «нелинейность» сюжета. Мы видим, что часть важных событий пьесы происходит за пределами сцены, например, драка Василисы и Наташи, месть Василисы и прочее. Кроме того, и убийство Костылева совершается за углом ночлежки. Я думаю, автор делает это сознательно. Тем самым он предлагает нам прислушаться к другим, более важным, действиям – к содержанию многочисленных разговоров и споров ночлежников. 
Композиционно сюжетная разобщенность героев, их отчужденность друг от друга - всякий думает о своем, переживает за себя - выражается в организации сценического пространства. Мы видим, что персонажи рассредоточены по разным углам сцены и замкнуты в несвязанных между собой мини-пространствах: 
Анна. Не помню — когда я сыта......Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь... За что? 
Лука. Эх ты, детынька! Устала? Ничего! 
Актер. Валетом ходи... валетом, черт! 
Барон. А у нас — король. 
Клещ. Они всегда побьют. 
Сатин. Такая у нас привычка... 
Медведев. Дамка! 
 Бубнов. И у меня... н-ну... 
Анна. Помираю, вот... 

В этом фрагменте пьесы все реплики звучат из разных углов: предсмертные слова Анны путаются с выкриками ночлежников, играющих в карты (Сатин и Барон) и в шашки (Бубнов и Медведев). Тем самым Горький стремится подчеркнуть разобщенность своих героев, их равнодушие и цинизм по отношению друг к другу. 
Кроме этого, автор использует и другие приемы, углубляющие смысл драмы. Это, например, использование «рифмующихся» (зеркально отражающихся) эпизодов. Так, зеркально повторяются два симметрично расположенных относительно друг друга диалога Насти и Барона. В начале пьесы Настя защищается от скептических замечаний Барона. Отношение этого героя к рассказу Насти о «роковой любви» и Гастоше формулируется поговоркой «Не любо -не слушай, а врать не мешай». После ухода Луки Настя и Барон как бы меняются ролями: все рассказы Барона о «богатстве... сотнях крепостных... лошадях... поварах... каретах с героями» сопровождаются одной и той же репликой Насти: «Не было!» 
Точную «смысловую рифму» в пьесе составляют притча Луки о праведной земле и эпизод с самоубийством Актера. Оба фрагмента дословно совпадают в финальных строчках: «А после того пошел домой — и удавился...» - «Эй... вы! Иди... идите сюда!... Там. Актер... удавился!» .
Такое композиционное «связывание» выражает, как мне кажется, позицию автора относительно результатов «проповеднической» деятельности Луки. 
С судьбой Актера связан и дважды повторяющийся эпизод, в котором ночлежники поют свою песню - «Солнце всходит и заходит». Актер «испортил» именно эту песню - в заключительном действии в ней так и не были спеты строчки «Мне и хочется… на волю... Цепь порвать я не могу». 
Важно, что «рифмующиеся» эпизоды не несут новой информации о персонажах, но придают действию смысловое единство и целостность. Этой же цели служит и система литературных и театральных перекличек в пьесе. 
Так, в начале произведения Актер упоминает «хорошую пьесу», имея в виду трагедию Шекспира «Гамлет». Цитата из нее - «Офелия! О... помяни меня в своих молитвах!..» - уже в первом действии предсказывает будущую судьбу самого Актера. Его последние слова перед самоубийством, обращенные к Татарину, таковы: «Помолись за меня». 
    Кроме «Гамлета», Актер несколько раз цитирует «Короля Лира» («Сюда, мой верный Кент...»). Лиру приписана и важная для Актера фраза «я на пути к возрождению». 
Кроме того, «любимым стихотворением» Актера было стихотворение Беранже, в контексте пьесы получившее значение философской декларации: «Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой». Наряду с цитатами из западной классики в речи Актера проскальзывает пушкинская строчка: «Наши сети притащили мертвеца» («Утопленник»). 
         Смысл всех этих литературных перекличек - уход из жизни, смерть. Сюжетный путь Актера, таким образом, задан уже в самом начале произведения, причем теми художественными средствами, которые определяют его профессию - «чужим» словом, цитатой, произносимой со сцены. 
         Вообще, речь персонажей является важным художественным средством в пьесе. В «На дне» бросается в глаза невероятно «густая» афористичность: «такое житье, что как поутру встал, так и за вытье»; «жди от волка толка»; «когда труд - обязанность, жизнь -рабство!»; «ни одна блоха не плоха: все черненькие, все - прыгают»; «старику где тепло, там и родина»; «все хотят порядка, да разума нехватка». 
Особую значимость афористические суждения получают в речи главных «идеологов» пьесы - Луки и Бубнова - героев, позиции которых обозначены наиболее ясно и определенно. Философский спор, в котором каждый из героев пьесы занимает свою позицию, поддерживается общей народной мудростью, выраженной в пословицах и поговорках. Правда, эта мудрость, как показывает автор, не абсолютна, лукава. Слишком «круглое» высказывание может не только «натолкнуть» на истину, но и увести от нее. 
         Таким образом, пьеса М. Горького «На дне» - выдающееся в художественном плане произведение. Автор использует большое количество своеобразных приемов: нелинейное построение сюжетного действия, «рифмование» эпизодов, использование большого количества литературных аллюзий, афористичность речи персонажей.
Все это помогает Горькому рассказать правду о «людях дна», поставить перед читателями важные философские и социальные вопросы – что такое человек? в чем смысл человеческой жизни? что представляют собой высшие человеческие ценности?


3.3.Исследование художественной ткани произведения А.М. Горького «На дне». Анализ ремарок, открывающих действия.
Ремарки, открывающие каждое из четырех действий пьесы «На дне», достаточно объемны, они выполняют несколько функций:
1)    Описание места и времени действия (очень точно автор описывает свет): «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет – от зрителя и, сверху вниз, - из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату – нары Бубнова… В левом углу – большая русская печь;.. Между печью и дверью у стены – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам – нары…Начало весны. Утро.»; «Вечер… Ночлежка освещена двумя лампами: одна висит на стене около играющих в карты, другая – на нарах Бубнова.»; «Пустырь» - засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его – высокий кирпичный брандмауэр. Он закрывает небо. Около него – кусты бузины… Направо у стены – куча старых досок, брусьев. Вечер, заходит солнце, освещая брандмауэр красноватым светом. Ранняя весна, недавно стаял снег…»; «Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла – нет, переборки сломаны. И на месте, где сидел Клещ, - нет наковальни… Ночь. Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. На дворе – ветер.»
2)    Создание ощущения равнодушия героев друг к другу, одиночества, приближения смерти, тоски, беспорядка с помощью таких образов-символов,  как пустырь, куча старых досок, закат солнца, старая русская печь (символ устаревших общественных порядков). Это ощущение усиливает подвал, сравниваемый автором с пещерой, и тусклый свет.

3)    Частичная характеристика героев через описание их обычных дел, положения в ночлежке: «сидит Клещ, примеривая ключи к старым замкам. У ног его…исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки»; «Лука сидит на табурете у постели Анны». Отдельная комната Пепла, «отгороженная тонкими переборками», говорит об особом к нему отношении хозяйки дома Василисы.
Исследование ремарок, поддерживающих линию сюжета.

Для того чтобы понять, как ремарки помогают поддерживать линию сюжета, сопоставим отрывок-оригинал из действия третьего пьесы и текст этого отрывка с исключенными из него ремарками.
Отрывок-оригинал:
«Наташа. Бьют! Убивают…
Сатин (кричит в окно). Эй, вы там!
Лука (суетясь). Василья бы… позвать бы Васю-то… ах, господи! Братцы… ребята…
Актер (убегая). Вот я… сейчас его…
Бубнов. Ну и часто они ее бить стали…
Сатин. Идем, старик… свидетелями будем!
Лука (идет вслед за Сатиным). Какой я свидетель! Куда уж… Василья-то бы скорее… Э-эхма!..
Наташа. Сестра… сестрица… Ва-а-а…
Бубнов. Рот заткнули… пойду взгляну…
Шум в квартире Костылевых стихает, удаляясь, должно, быть в сени из комнаты. Слышен крик старика: «Стой!» Громко хлопает дверь, и этот звук, как топором, обрубает весь шум. На сцене – тихо.
Вечерний сумрак.
Клещ (безучастно сидит на дровнях, крепко потирает руки.Потом начинает что-то бормотать, сначала – невнятно, далее - ) Как же?.. Надо жить… (Громко.) Пристанище надо… ну?.. Нет пристанища… ничего нет! Один человек… один, весь тут… Помощи нет…(Медленно, согнувшись, уходит.)
Несколько секунд зловещей тишины. Потом – где-то в проходе рождается смутный шум, хаос звуков. Он растет, приближается. Слышны отдельные голоса.
Василиса. Я ей – сестра! Пусти…
Костылев. Какое ты имеешь право?
Василиса. Каторжник…
Сатин. Ваську зови!.. скорее… Зоб – бей его!
Полицейский свисток.»
Отрывок с исключенными внутренними и внешними ремарками:
«Наташа. Бьют! Убивают…
Сатин. Эй, вы там!
Лука. Василья бы… позвать бы Васю-то… ах, господи! Братцы… ребята…
Актер. Вот я… сейчас его…
Бубнов. Ну и часто они ее бить стали…
Сатин. Идем, старик… свидетелями будем!
Лука. Какой я свидетель! Куда уж… Василья-то бы скорее… Э-эхма!..
Наташа. Сестра… сестрица… Ва-а-а…
Бубнов. Рот заткнули… пойду взгляну…
Клещ. Как же?.. Надо жить… Пристанище надо… ну?.. Нет пристанища… ничего нет! Один человек… один, весь тут… Помощи нет…
Василиса. Я ей – сестра! Пусти…
Костылев. Какое ты имеешь право?
Василиса. Каторжник…
Сатин. Ваську зови!.. скорее… Зоб – бей его!»
При исключении ремарок в тексте произошло несколько изменений. Во-первых, с отсутствием таких ремарок как «суетясь», «убегая», «громко» данный отрывок теряет свою эмоциональную окраску – пропадает ощущение внезапного испуга и переживания героев, а затем – их гнева, готовности заступиться за Наташу.
Во-вторых, без ремарок автор не может показать внутреннее состояние Клеща, который после смерти жены потерял веру в справедливость жизни. Герой погружается в глубокие раздумья, о том, что каждому человеку нужно пристанище, место, где его поддержат. Временами на него находит отчаяннее и ненависть к жизни. Чтобы показать разрозненность мыслей героя, автор в репликах использует бессвязные фразы. Ремарка «безучастно сидит на дровнях, крепко потирает руки. Потом начинает что-то бормотать, сначала – невнятно, далее…» помогает связать внутреннее  возмущение Клеща с происходящим вокруг. Вернее -  показать уход героя в себя, отстраненность от внешней ситуации и полное равнодушие к окружающим его  соре, крикам, убийству, борьбе… 
В-третьих, ремарки «кричит в окно», «идет вслед за Сатиным», «Шум в квартире Костылевых стихает, удаляясь, должно, быть в сени из комнаты. Слышен крик старика: «Стой!» Громко хлопает дверь, и этот звук, как топором, обрубает весь шум. На сцене – тихо…», «Несколько секунд зловещей тишины. Потом – где-то в проходе рождается смутный шум, хаос звуков. Он растет, приближается. Слышны отдельные голоса.», а также  «Полицейский свисток.» помогают строить  линию сюжета. Их невозможно заменить репликами, не потеряв логичной последовательности действий и причинно-следственной связи: пропадают реплики Актера, не потому что он ведет себя безучастно, а потому что он исчезает с места действия, на это указывает ремарка «убегая», Сатин обращается с фразой « Эй, вы там!» к избивающим Наташу Костылевым, так как он «кричит в окно», ведь только эти троя (Наталья и Костылевы) находятся в доме, а остальные находятся на дворе…



3.4.  Драма А.Н.Островского «Гроза» в оценке критиков
А. Пальховский:
«Если на пьесу Островского смотреть как на драму в настоящем смысле этого слова, то она не выдержит строгой критики: многое в ней окажется лишним, многое недостаточным; но если в ней видеть едкую сатиру, облеченную только в форму драмы, то она, по нашему мнению, превосходит все до сих пор написанное почтенным автором.
Цель «Грозы» - показать во всем ужасающем свете как тот страшный семейный деспотизм, который господствует в «темном царстве» - в быту некоторой части нашего загрубелого, неразвитого купечества, внутренней стороной своей жизни еще принадлежащей временам давно минувшим, так и тот убийственный, роковой мистицизм, который страшною сетью спутывает душу неразвитого человека.
И автор мастерски достиг своей цели: перед вами в ужасной, поразительной картине выст3пают пагубные результаты и того и другого, - в картине, верно срисованной с натуры и ни одной чертой не отступающей от мрачной действительности; вы видите в живых, художественно-воспроизведенных образах, до чего доводят эти два бича человеческого рода – до потери воли, характера, до разврата и даже самоубийства.»
(«Гроза», драма А.Н. Островского», журнал «Московский вестник», 1859 г.,№49)

Ф.М. Достоевский:
« «Гроза» есть, без сомнения, одно из лучших его произведений. В ней поэт взял несколько новых сторон из русской жизни, до него никак еще не початых. В этой драме он, по нашему мнению, шире прежнего взглянул на изображаемую им жизнь и дал нам из нее полные поэтические образы. Если и есть недостатки в его пьесе, то они совершенно выкупаются первоклассными красотами.
В «Грозе» слышны новые мотивы, прелесть которых удваивается именно потому, что они новы. Галерея русских женщин Островского украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место.
В этой пьесе мы заметили еще одну новую черту в таланте ее автора, хотя творческие приемы у него остались те же, что и прежде. Это попытка на анализ. «…»Мы сомневаемся только, чтоб анализ мог ужиться с драматической формой, которая по своей сущности уже чуждается его.»
(«Гроза», драма в пяти действиях А.Н. Островского», «Светоч», 1860 г №3)

Драма М.Горького «На дне» в оценке критиков
Отзыв критика 19-20 веков  И.Ф. Анненского  о пьесе Горького  «На дне»
«Я не видел пьесы Горького. Вероятно, ее играли превосходно. Я готов поверить, что реалистичность, тонкость и нервность ее исполнения заполнят новую страницу в истории русской сцены, но для моей сегодняшней цели, может быть, лучше даже, что я могу пользоваться текстом Горького без театрального комментария, без навязанных и ярких, но деспотически ограничивающих концепцию поэта сценических иллюзий…А между тем, чтоб оценить пьесу Горького и ею наслаждаться, над ней надо пристально думать, потому что создавшая ее индивидуальность сложна и проявляется очень прихотливо. 
Непосредственного впечатления пьеса не дает; пока уяснишь себе ее внутреннюю идейную стройность, которая то на минуту осветится, то снова гаснет, - читателю все время кажется, то будто он блуждает по лабиринту, то будто он никак не выпутается из цепких противоречий. 
Один театральный критик, по-моему, очень хорошо сказал о персонажах Горького, что они похожи на чертей. Я понимаю, конечно, под этой метафорой не пресловутую демоничность новых литературных героев: речь может идти только о загадочности и своеобычности тех масок, за которыми мелькает душа поэта, о той дразнящей неуловимости контуров, которую как-то странно рядить в типические шаблоны театра. Шулер, побитый за нечистую игру и одурманенный водкой, страстно, хотя и с надрывом, говорит об истинах, которые волнуют лучшие умы человечества. Старик, которого в жизни только мяли, выносит из своих тисков незлобивость и свежесть. Двадцатилетняя девушка, которая не видела в жизни ничего, кроме грязи и ужаса, сберегает сердце каким-то лилейно чистым и детски свободным. А Пепел, этот профессиональный вор, дитя острога и в то же время такой нервный, как женщина, стыдливый и даже мечтательный? Это внутреннее несоответствие людей их положению, эта жизнь, мыслимая поэтом как грязный налет на свободной человеческой душе, придает реализму Горького особо фантастический, а с другой стороны, удивительно русский колорит. И если для Достоевского девизом было - смирись и дай говорить богу, то для Горького он звучит гордым: борись, и ты одолеешь мертвую стихию, если умеешь желать…
Перечитывая пьесу Горького, я убедился, что этот менее всего имел в виду дразнить душу своего читателя реальным изображением нищеты, падения и надрыва. Горький принадлежит именно к тому типу писателей, у которых при появлении нового лица ждешь не подробностей, хочешь знать не что, а зачем. Читая его, думаешь не о действительности и прошлом, а об этике и будущем. 
"На дне" - настоящая драма, только не совсем обычная, и Горький более скромно, чем правильно, назвал пьесу свою сценами. Перед нами развертывается нечто цельное и строго объединенное мыслью и настроением поэта. В ночлежку, где скучилась подневольно сплоченная и странная семья приходит человек из другого мира. Его совершенно особая обаятельность вносит в медленное умирание "бывших людей" будто бы и живительнуюструю, но оглядываться на себя обитателям подполья опасно. В результате приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может. Поддонное царство наглоторжествует: взамен двух убитых людей оно берет себе двух новых: Татарина и Клеща, которые дотоле еще крепились, не порывая связи с прошлым. Драма Горького имеет чисто социальный характер, - романическая история Пепла с Наташей только эпизод, искусно включенный автором в общую цепь. Если хотите, любовь Василия к Наташе почти ни при чем даже в убийстве Костылева. Причина этого события лежит в Луке, который взбаламутил болотную стоячую воду. Нервный Пепел - это только тот шальной камень, который метнуло вверх из нового водоворота, а Костылев - та жаба, которая думала до конца дней своих спокойно купаться в тинистых водах, внезапно забурливших и грозных, хотя бы на минуту и для одной только старой жабы. 
Самое Дно Горького, как элемент трагедии, не представляет никакой новости. Это старинная судьба- только теперь она оказывается довольно начитанной художницей, и на ее палитре мелькают не виданные дотоле краски вырождения, порочной наследственности и железных законов рынка. Опустившись на дно, конечно, в безопасном колоколе, - дама эта оказалась гораздо речистее, чем была она, живя над нашими головами, когда она лишь на минуту являла миру свои тяжкие и красные когти…»










Глава 4. Исследовательская часть. Сопоставление ремарок в драмах «Гроза» и «На дне»
Название произведения
действия
Функции ремарок
Описание действия героев
Описание места и времени
Обращение, появление, уход героев
Эмоциональная окраска
«Гроза»
Действие первое
«поет», «показывая в сторону», «перестает петь», «посмотрев на Бориса»
«Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов.»
«Кудряшу», «Отходят», «Проходят несколько лиц в глубине сцены», «Кланяются и уходят»
«вздыхает», «горячо», «совершенно хладнокровно», «хватается за голову рукой»
Действие второе
«собирает платье в узлы», «кидаясь на шею мужу», «подходит к мужу и прижимается к нему»
«Комната в доме Кабановых»
«молчание»,
«входит», «Катерине», «Уходят Кабанова и Варвара»
«с испугом», «потупившись», «смеется», «строго», «сконфузившись», «ласково»,
Действие третье
«растопыривает пальцы», «встает», «закрываясь платком», «садится на камень», «поет», «оглядывая местность»
«Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка.», «Ночь. Овраг, покрытый кустами; наверху забор сада Кабановых и калитка; сверху тропинка»
«Те же и Дикой.», «Глаша входит», «уходит в ворота», «те же Варвара, потом Катерина»
«хватается за голову», «с испугом, но не подымая глаза», «с волнением», «улыбаясь»
Действие четвертое
«Манит рукой», «выглядывает», «хватает ее за руку и держит крепко», «приклоняясь к Варваре, рыдает», «выходит на середину, обращаясь к толпе»
«На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кой-где трава и кусты; за арками берег и вид на Волгу», «вдали удары грома»
«Несколько гуляющих обоего пола проходят за арками», «входят все под своды», «входят Дикой и Кулигин без шапки»
«С сердцем», «гордо», «с гневом», «сердясь более и более», «топнув ногой», «с испугом», «падает без чувств на руки мужа»
Действие пятое
«Увидев Кабанова», «подходит к берегу и громко во весь голос», «подбегает к нему и кидается на шею»
«Декорация первого действия. Сумерки»
«Входит Глаша», «уходят», «входит Борис», «входит Кабанова, Кабанов, Кулигин и работник с фонарем»
«Берет себя за голову», «плачет», «рыдая», «задумывается», 
«На дне»
Действие первое
«На печке, невидимый, возится и кашляет Актер», «ударяя книгой по голове Настю», «выходя из кухни»
«Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой…», «Начало весны. Утро»
«Сатину», «Барон, насвистывая, уходит за Квашней», «Клещ встает и уходит в сени», «уходит в кухню»
«Сатин рычит», «хохочет», «спокойно», «угрюмо», «ударяет себя в грудь рукой», «улыбаясь», «настойчиво»
Действие второе
«Разводя руками», «потирает лоб», «вдруг, как бы проснувшись», «бросая игру», «не поняв», «вдруг топает ногами и громко визжит», «качая головой»
«Та же обстановка», «вечер…Ночлежка освещена двумя лампами: одна висит на стене около играющих в карты, другая – на нарах Бубнова», «Пустота и тишина…»
«Встает и уходит в кухню быстрыми шагами», «уходит», «сердито фыркая, быстро уходит», «Костылеву», «в двери является Лука», «уходит»

«Грозя Сатину кулаком», «строго», «примирительно», «пугливо», «подозрительно», «грубо», «угрюмо», «вздрагивая»
Действие третье
«Грызет семечки», «крепко прижимая руки ко груди», «треплет руками лохмотья на себе», «прижимаясь к нему», «обнимает ее», «Актер идет к окну и садится перед ним на корточки. Вполголоса разговаривают»
«Пустырь» - засоренное разным хламом и заросшее бурьяном место. В глубине его – высокий кирпичный брандмауэр. Он закрывает небо. Около него кусты бузины…Вечер, заходит солнце, освещая брандмауэр красноватым светом. Ранняя весна, недавно стаял снег…»
«Барону», «выходит из-за угла», «уходит», «уходят за угол», «бежит за угол, оглядываясь», «медленно выходит из-за угла», «подходит к Луке», «выходит», «исчезая из окна»
«Снова сердится», «смеется», «смущенно улыбаясь», «вдруг снова вскакивает, как обожженный, и кричит», «дрожит от возбуждения», «угрюмо», «решительно», «грозит ей кулаком»
Действие четвертое
«Пьет», «садится на нарах и качает свою больную руку, как ребенка», «пробуя гармонию», «поднимая голову со стола, взмахивает руками»
«Обстановка первого акта. Но комната Пепла – нет, переборки сломаны. И на месте, где сидел Клещ, - нет наковальни…Ночь. Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола. На дворе – ветер»
«Возвращаясь к столу», «убегая», «указывая Сатину на Татарина», «входят – Медведев в женской кофте и Бубнов; оба – выпивши, но не очень…»
«ударяя кулаком по столу», «усталый от гнева, садится на скамью», «кричит с отчаянием, ударяя кулаком по столу», «с наслаждением»


4.1.Социологический опрос учащихся
Социологический опрос был проведен среди учащихся старших классов с целью выяснить, насколько ученики знают творчество великих драматургов и художественные особенности их произведений, в частности, выявить, какую роль играют ремарки в драматургическом произведении.
Учащимся были предложены следующие вопросы:
·          Назовите  писателя, которого по праву называют создателем русского национального театра.
·          Сколько пьес принадлежит перу А.Н.Островского?
·          Кто является автором драмы «На дне»?
·          Какие произведения М.Горького вы знаете?
·          В пьесах большую роль, по мнению литературоведов, играют ремарки. Что такое ремарка?
·          С какой целью писатели используют ремарки в своих произведениях?
Результаты социологического опроса учащихся одиннадцатого класса:
Из двадцати участников социологического опроса:
·          на первый вопрос (Назовите  писателя, которого по праву называют создателем русского национального театра) девятнадцать дали верный ответ (95%).
·          на второй вопрос (Сколько пьес принадлежит перу А.Н.Островского?) одиннадцать дали верный или приблизительный ответ (55%).
·          на третий вопрос (Кто является автором драмы «На дне»?)  двадцать ответили верно (100%)
Отвечая на четвертый вопрос (Какие произведения М.Горького вы знаете?), участники опроса назвали такие произведения как «На дне», «Мещане», «Дети солнца», «Макар Чудра», «Детство». Неверных ответов (названия произведений, не принадлежащих автору) не было.
Самыми распространенными ответами на пятый вопрос являются: «Ремарка – это пояснения автора», «ремарка – это замечания автора по ходу пьесы», «ремарка – это пояснение реплик героя», а также «ремарка – это описание действия героев».
На шестой вопрос (С какой целью писатели используют ремарки в своих произведениях?) девять участников затруднились дать ответ, девять – дали ответ «Ремарки помогают понять позицию автора» в разных формулировках. Два ответа – «Ремарки описывают декорации, обстановку, жесты и мимику героев» и «Ремарки придают эмоциональный окрас».
Социальный опрос помог выявить, что учащиеся старших классов усваивают материал школьной программы, но большинство этим ограничивается, не углубляя знания о драме как о роде литературы, об ееособенностях. Также учащиеся имеют общее представление о ремарке и ее основной функции в тексте – выражение позиции автора. Остальные композиционно-стилистические функции не были указаны.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По окончании исследовательской работы можно сделать несколько выводов.
Во-первых, ремарка – это внесюжетный элемент произведения, заключающийся в замечании, отступлении, пояснении автора.
Во-вторых, ремарка играет важную роль в драме и иногда является альтернативой фактическому сюжету. Основные функции ремарок: описание времени и места действия, явления или драмы в целом (помощь при создании декораций); обозначение позиции автора к герою или его поступку; описание действий, жестов, мимики героев; раскрытие внутреннего мира героя; эмоциональное отражение изображаемого.
В-третьих, по частоте употребления ремарок читатель может судить об отношении автора к герою, желании первого «присутствовать» в действии.
Пьеса «Гроза» является одним из самых ярких, впечатляющих произведений А.Н. Островского для читателя старшего возраста. Она отражает глубокий внутренний мир, систему взглядов и ценностей великого писателя, жившего на стыке девятнадцатого и двадцатого веков. В ней отражена такая проблема как конфликт отцов и детей, тема верности и измены, поэтому произведение не может оставить равнодушными моих современников.
Пьеса «На дне» М. Горького – это нравоучительное обращение автора к читателю. Невозможно оставить без внимания ни одного слова этого человека с таким широким кругозором и добрым сердцем. Произведение показывает переживания М. Горького за жизнь людей, опустившихся «на дно», его надежды на процветание Родины.
Драма как род литературы, в отличие от лирики не раскрывает абсолютновзгляд автора, идею и тему произведения оставляя эту задачу читателю, в то же время такие элементы драмы как реплика и ремарка «указывают» читателю нужное направление рассуждений, не давая ему исказить истинную мысль автора. Таким образом, чтение драматических произведений помогает не только обогатить духовный мир, сформировать правильную систему ценностей, но и развить навык логического рассуждения, что способствует подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.




























ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»
Художник С.В. Герасимов

Illustracija-Groza-Ostrovskij-Gerasimov-S-V-kabanov-kabaniha.jpg

Illustracija-Groza-Ostrovskij-Gerasimov-S-V-Katerina-Varvara.jpg
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ДРАМЕ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
Художник С. Гонков
illjustracija-Luka-Na-dne-Gorkij-Hudozhnik-S-Gonkov.jpg

illjustracija-Na-dne-Gorkij-Hudozhnik-S-Gonkov.jpg
ЛИТЕРАТУРА
1)    Островский А.Н. Пьесы. – Л.: Худож. лит., 1986
2)    А.М. Горький. Пьесы. – М., «Художественная литература», 1964
3)     Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»; Под ред. проф. Л.И.Скворцова. – 26-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009.
4)    Онлайн словарь синонимов и фразеологизмов русского языка «Синонимус».
5)    http://www.km.ru/referats/79BF46376288459694519E123C6FBE40
6)    http://liter-rm.ru/dramaturgiya.html
7)Нефедова И.М. «Максим Горький. Биография писателя»
8)http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0830.shtml
9)В.Я. Лакшин - статья «Александр Николаевич Островский» 2-е изд., испр. и дол. - М.: Искусство, 1982. Серия "Жизнь в искусстве"









Комментарии